Рекомендации по формам организации урока с привлечением веб-инструментов
Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных приложений, или построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиа - это совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации. Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
При построении медиаурока необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к нему с точки зрения интенсификации учебного процесса и развития личности обучаемого.
Дидактический уровень
- Научность содержания – предъявление программными средствами научно-достоверных сведений.
- Доступность – представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям.
- Адаптивность – приспосабливаемость к индивидуальным особенностям обучаемых, которая поддерживается различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему и содержанию и, как правило, технологически реализуется через гипертекст.
- Систематичность и последовательность обучения – необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.
- Наглядные методы содержания и деятельности. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
- Визуализация учебной информации: объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике развития за счет технологических возможностей современных средств мультимедиа.
- Прочность результатов усвоения обучения - обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала.
- Использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников и т.п.).
Эргономический уровень
- Соответствие эстетического оформления функциональному назначению.
- Соответствие цветовой гаммы эргономическим требованиям, комфортность для глаз, так как нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.
- Оптимальное распределение информации на экране, четкость изображения, эффективность считывания изображения.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различных типов мышления, закономерностей восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности. Следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
- Выбор оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности (имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с переутомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость).
- Легкость доступа к информации – наличие иерархического меню.
- Наличие возможности подсказки, комментария.
- Интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации.
Уровень интерактивности
- Наличие разнообразных средств ведения диалога.
- Наличие различных уровней сложности при изложении учебного материала.
- Возможность выбора варианта содержания учебного материала.
- Возможность ввода и обработки реально протекающих процессов.
- Возможность модификации программы, данных, информации.
- Прием и выдача вариантов ответа.
- Наличие возможности анализа ошибок, их коррекция.
- Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности.
- Совместное использование других средств обучения.
- Содействие развитию сотрудничества между учащимися.
Технический уровень
- Оптимальность объема требуемой памяти, корректность автоматической установки, ее доступность для пользователя-непрофессионала.
- Возможность повтора требуемых кадров программы.
- Возможность отмены ввода данных.
- Качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами.
- Оптимальность организации интерактивной работы .
- Возможность подключения периферийного оборудования для распечатки информации, изображенной на экране, результатов обработки информации.
Сегодня медиаурок невозможен без интернет-технологий, которые могут рассматриваться как ещё один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и расширения зоны индивидуальной активности ученика.
Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Комментариев нет:
Отправить комментарий